Муниципальное образовательное учреждение Рыбинская средняя общеобразовательная школа
Ольховского района Волгоградской области
Методика использования разноуровневых заданий при изучении темы
«Технология создания и обработки текстовой информации»,
как средство формирования умения анализировать у учащихся 8 класса.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТА
- Информационно-справочные сведения об опыте
- Тема опыта:
Методика использования разноуровневых заданий при изучении темы «Технология создания и обработки текстовой информации», как средство формирования умения анализировать у учащихся 8 класса.
- Автор опыта и занимаемая им должность:
Кобызева Наталья Брониславовна, учитель информатики и английского языка.
- Место эффективного функционирования опыта:
Муниципальное образовательное учреждение Рыбинская средняя общеобразовательная школа
403661 Волгоградская область, Ольховский район,
с. Рыбинка ул. Центральная,
Тел/факс 8-(84456) -5-82-81
E-mail Rybinka2008@yandex.ru
адрес школьного сайта http://Rybinka2008@yandex.ru
- Новизна опыта.
Состоит в том, что:
- была разработана методика использования разноуровневых заданий на уроках информатики в 8 классе, как средство формирования умения анализировать;
- были подобраны практические задания разного уровня для развития этого умения.
- Длительность функционирования опыта и его воспроизводимость:
Опыт функционирует с 2005 и легко воспроизводим.
- Сведения о том, какими материалами представлен опыт:
Приложение № 1. Инструкционные карточки задания к практическим работам.
Приложение № 2. Разработка урока «Создаём журнал»
Приложение № 3 . Фрагмент урока «Создание и редактирование документов (вставка, удаление, замена символов)»
Приложение № 4. Презентация к уроку «Знакомство с текстовым процессором Microsoft Word»
Приложение № 5. Развивающие карточки задания к практическим работам.
Приложение № 6 Работы учащихся.
- Технологические сведения об опыте
- Актуальность опыта.
Заключается в том, что он может способствовать более успешному овладению учащимися умением работать с текстовой информацией, в том числе при изучении других школьных дисциплин.
Противоречие состоит в востребованности человека, обладающего умением анализировать и отсутствии специальной методики по формированию этого умения. Разная степень подготовки учащихся.
- Задачи, решаемые в опыте.
- Разработать систему инструкционных карточек заданий разного уровня.
- Определить логику развития умения анализировать и подобрать к ним задания.
- Создать методические рекомендации по выбору вида разноуровневых заданий в зависимости от степени сформированности умения анализировать.
- Педагогические средства, используемые в опыте.
- Разноуровневые карточки задания к практическим работам;
- Тестовые задания.
- Технология опыта.
Педагогическая профессия по природе своей профессия творческая. Современному учителю приходится решать самые разные задачи, и главная из них – предоставить на своих уроках учащимся возможность для самообучения, саморазвития и самосовершенствования.
В условиях классической парадигмы, ориентированной на усвоение знаний, умений и навыков, трудно выполнить поставленные задачи, учителю постоянно приходится балансировать между фронтальными формами обучения, объяснительно-иллюстративным характером преподавания и стремлением достичь развития учащихся средствами учебного предмета. Изменение идеологии образования в современных условиях выражается в создании личностно-ориентированной школы самоопределения и саморазвития. Эта стратегическая позиция, определенная Концепцией модернизации российского образования, заставляет учителя по-другому определять приоритеты образовательной деятельности, на первое место ставить личностное развитие детей.
Интенсивное обновление научно-теоретической и практической информации выдвигают перед школой задачу формирования и развития у учащихся навыков самостоятельной познавательной деятельности. Для этого необходимо сформировать у учащихся умение анализировать. Умение анализировать складывается с умения расчленить мысленно или реально объект на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом - соединением элементов в единое целое.
Умения анализировать, а так же сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы относятся к достаточно развитым познавательным процессам. Школьникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, учащиеся 8 класса должны не только приобрести навыки создания текстовых документов, но и уметь найти и отобрать нужную информацию, связанную с личными познавательными интересами. То есть использовать свои умения и знания в повседневной жизни. Достаточно высокого уровня познавательной деятельности учащиеся достигают, только если обучение направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский).
Для себя я определила логику развития умения анализировать следующим образом:
- Работая с текстом, учащиеся должны понимать его общий смысл, уметь озаглавить его, выделить главные моменты.
В данном случае я провожу следующую работу. Спрашиваю у учащихся, о чём был ваш текст, с которым вы сейчас работали. Если у текста нет названия, то ученики должны озаглавить его самостоятельно, для более слабых учеников предлагаю названия, из которых они могут выбрать походящее. Примеры карточек заданий приведены в приложении №1 (задания 1-4).
- Найти в тексте необходимую информацию, слова, фразы.
Для отработки умения удаления, вставки и замены предлагаю учащимся задания, которые всегда вызывают у них большой интерес. Они должны образовать новые слова, заменяя или удаляя буквы, восстановить оригинальное стихотворение, в котором переставлены слова, или есть лишние. Приложение № 1 (задания 5-8). В приложении № 3 показан фрагмент урока, когда учащиеся выполняют данную работу.
При выполнении практической работы «Установка параметров страниц документа, вставка колонтитулов и номеров страниц, вставка рисунков», я готовлю несколько текстов на разные темы. Класс делится на 2 группы, одна группа должна подобрать тексты для детского журнала, другая для научного. Разработка урока находится в Приложении № 2.
- Умение делить текст на абзацы.
Задания для развития этого умения приведены в приложении № 1 (задания 9-10).
- Умение выявить взаимосвязи между частями текста.
Задание для развития данного умения приведено в приложении № 1 (задание 11).
По результатам выполнения заданий, я делаю вывод, можно ли давать учащимся более сложные задания по развивающим карточкам, эти задания «обогащают» знания, расширяют кругозор и развивают «жажду» познания, они стимулируют дальнейшее развитие ребенка, способствует росту самопознания, формированию личностной позиции. Примеры таких заданий приведены в приложении № 5.
Ориентация на личностное развитие ученика вносит изменения и в проектирование форм контроля и оценки знаний.
После изучения раздела провожу контрольные работы, по результатам которых каждый ученик составляет личную шкалу достижений.
Для данного вида контроля использую как традиционные, так и нетрадиционные методы, и предпочтение отдаю тестовому контролю знаний. (Приложение № 4). Применение открытых и закрытых тестов позволяет мне более рационально использовать время на уроке, быстро устанавливать обратную связь с учениками, вносить коррективы в знания учащихся, выявить возможности дальнейшего продвижения в учении.
- Результативность опыта.
Применяя данную методику я добилась следующих результатов. Две ученицы 10 класса в 2007-2008 учебном году приняли участие в районной олимпиаде по информатике и заняли I и II места.
Неуспевающих по предмету нет, процент качества знаний учащихся представлен в таблице.
Год
|
8 кл.
|
9 кл.
|
10 кл.
|
11 кл.
|
2005-2006
|
|
|
75%
|
80%
|
2006-2007
|
73%
|
77%
|
64%
|
83%
|
2007-2008
|
88%
|
75%
|
95%
|
67%
|
Так же результатом применения данной методики могут служить проекты-презентации, создаваемые учащимися старших классов. Получив тему проекта, они самостоятельно подбирают информацию, анализируют её, создают работы, которые в дальнейшем могут служить наглядным материалом при изучении не только информатики, но и других предметов. Примеры таких проектов приведены в Приложении № 6.
При работе над проектом ученик сам, уточняет содержание, оценивает свою готовность к публичной презентации результатов, то есть он сам принимает решение и несет за него ответственность.
- Сведения об использовании опыта в массовой практике.
- Условия эффективного функционирования опыта.
Данный опыт функционирует в МОУ Рыбинской сош. Школа учится в одну смену, параллелей нет. Специального отбора в классе не проводится. Кабинет информатики создан в 2001 году.
В данный момент в школе функционируют два кабинета информатики: в начальных классах – 2 компьютера, в старшей школе в кабинете имеется 7 компьютеров, один мультимедийный проектор. Компьютеры объединены в локальную сеть.
У младших школьников информатику ведут учителя начальных классов. В старших классах я, педагогическая нагрузка 29 часов. Наполняемость классов 6-10 человек. Во время выполнения практических работ некоторые учащиеся работают вдвоём.
- Научно-практические основы опыта:
- концепция личностно-ориентированного обучения (Н. А. Алексеев);
- концепция развивающего обучения (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков)
- Рекомендации последователям опыта
- Не бойтесь экспериментировать, придумывать новые задания.
- Методику использования разноуровневых заданий можно применять при изучении других тем, например «Кодирование и обработка числовой информации», нужно только разработать или подобрать соответствующие дидактические материалы и задания.
Кобызева Наталья Брониславовна, учитель информатики
Скачать приложения |