Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.11.2024, 12:23

МКОУ "Рыбинская СШ" Ольховского муниципального района Волгоградской области

Меню сайта
Категории раздела
Советы психолога [3]
Советы психолога
Методические рекомендации [6]
Методические рекомендации для учителей, экспертов, родителей.
Педагогический опыт [2]
Обобщение опыта работы педагогов школы
Для родителей [3]
Статьи, рекомендации для родителей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вход на сайт
    Вход на сайт
    Поиск
    Поиск
    Телефон доверия

    Официальный сайт

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Педагогический опыт

    Формирование основ научного мировоззрения на уроках информатики

    Постановка целей и отбор содержания по формированию основ научного мировоззрения при изучении линии «Социальная информатика».

     

    Известно, что мировоззрение – это главное результирующее свойство личности. Мировоззрение – это «система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы, которые определяют жизненную позицию человека, принципы поведения и ценностные ориентации» [1].

    Принято различать, помимо научного, мировоззрение, в частности, религиозное и житейское и наибольшее разнообразие наблюдается в области житейского (обыденного) мировоззрения, где оно порождается различием социально - экономических и культурно - психологических особенностей проживания людей, различием традиций, обычаев, нравов, свойственных той или иной социальной группе. Конечным (лучше сказать - исходным) носителем мировоззрения выступает личность.

    Мировоззрение - это такой целостный взгляд на бытие, который включает в себя, по меньшей мере, следующие главнейшие характеристики: понимание самого бытия, понимание смысла жизни человека, принятие определённых критериев добра и зла. При этом для ценности мировоззрения не имеют значения характер и объём знания материального мира, устройства Вселенной.

    Мировоззрение содержит в себе ответы на следующие вопросы: кто я? Каков смысл моего существования? Имеется ли вообще смысл в бытии человечества, мира? Есть вечность для человека? И т.д. Ответы нужны для того, чтобы знать, как жить, чем руководствоваться, каким идеалам служить. При отсутствии целостного мировоззрения у человека затрудняется проблема выбора в формировании целей и ценностей. Важным условием целостности мировоззрения является смысловое наполнение критериев добра и зла. Внешняя функция мировоззрения - готовность использовать в социальной ориентации (при выборе мотивов, целей и поступков) не просто определённую идеологическую направленность, но и систему мировоззренческих знаний. Это также средство ориентации в окружающем его мире и социуме [2].

    Научное мировоззрение - целостная система научных, философских, политических, нравственных, правовых, эстетических понятий, взглядов, убеждений и чувств, которые определяют отношение человека к окружающей действительности и к себе [5].

    Основу его составляют взгляды и убеждения, сформировавшиеся на базе знаний о природе и обществе и стали внутренней позицией личности.

    Взгляды - принимаемые человеком как достоверные идеи, знания, теоретические концепции, предсказания, объясняющие явления природы и общества, являются ориентирами в поведении, деятельности, отношениях. На их основе формируются и утверждаются убеждения личности.

    Большие возможности формирования научного мировоззрения заложено в учебном процессе. Каждая наука изучает закономерности явлений определенной области объективного мира и, соответственно, каждый учебный предмет делать свой вклад в формирование научного мировоззрения учащихся.

    Опыт преподавания информатики в школах, а также интенсивная исследовательская работа дала совершенно ясное представление, что содержание обучения информатики не ограничивается только информационными технологиями, а несет в себе значительный мировоззренческий потенциал, присущий только этому предмету. Изучение информатики должно формировать научное мировоззрение, умение видеть положительные и отрицательные стороны повсеместного внедрения информационных и интернет технологий в нашу жизнь.

    При изучении темы «Обработка текстовой информации» на уроках знакомства с текстовым редактором или текстовым процессором, можно обсудить с учащимися вопрос: «Отменят ли в начальной школе прописи?»  «Будем ли мы в будущем набирать текст только на компьютере или планшете?» (Презентация «Прописи или планшет?»).

    Цель этого обсуждения: сформировать понимание, того, что письмо, чистописание помогает развивать память, усвоение информации, точность в выполнении мелких движений.

    Происходящая в современном мире глобальная трансформация современного общества сопровождается проникновением интернет-коммуникаций во все сферы жизнедеятельности социума, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, обладающих признаками  сети. Любой пользователь может включиться в жизнь почти безграничного количества виртуальных сообществ [4].

    Современные ученики постоянно используют Интернет, не расстаются с телефонами, смартфонами ни на минуту, регистрируются в социальных сетях, но в содержание обучения информатике не входит данное понятие. Обучающимся будет интересно обсудить данные вопросы:

    1. Вы зарегистрированы в какой-нибудь социальной сети (Одноклассники, Facebook, ВКонтакте и др)?
    2. Как часто вы заходите в социальную сеть?
    3. Когда появился термин «социальная сеть»?
    4. Как можно зарегистрироваться в социальной сети или в Интернет сообществе?
    5. Есть ли опасности, связанные с социальными сетями?

    Термин социальная сеть был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе».  Начало современной теории социальных сетей положили в 1951 году Рэй Соломонофф (Ray Solomonoff) и Анатолий Рапопорт (Anatol Rapoport). В 1959–1968 гг. венгерские математики Пол Эрдос (Paul Erdos) и Альфред Реньи (Alfred Renyi) написали восемь статей, описывающих принципы формирования социальных сетей) [3].

    На уроке можно дать определение: интернет-сообщество – это складывающийся на интернет-ресурсе информационный обмен на установленную тематику равноправных пользователей-соавторов, ведущийся на основе ранее принятых правил, запретов и санкциям к нарушителям.

    В большинстве ресурсов на сегодняшний день регистрация происходит следующим образом: новому пользователю предлагается ознакомиться с правилами данного интернет-ресурса, запретами на некоторые действия и ответственностью за нарушения установленных правил и запретов. Если новый пользователь принимает эти соглашения, то пароль высылается на адрес его электронной почты. 

    Примеры: Сообщества увлечений - литературные сообщества, сообщество автомоделистов, сообщество потребителей и т.д.

    С развитием WEB- технологий появляются различные формы организации общения: гостевые книги, блоги, форумы.  С развитием этих форм общения стали образовываться социальные сети - т.е. совокупности участников, объединенных не только средой общения, но и с явно установленными связями между собой.

    Есть ли опасности, связанные с виртуальными сообществами, социальными сетями?

    К сожалению есть. В сети имеют место форумы и web-сайты, где общаются,  пытаются "помочь" друг другу потенциальные самоубийцы. Практически всегда они опасны для тех, кто их посещает.

    Осторожно: сайты "взаимопомощи" для самоубийц

    Мы живем в мире информации. Чтобы получить совет, обращаемся не к соседям, а к форумчанам в сети. Мнение интернет-сообщества для нас важнее реальных слов! Но всегда ли оно объективно? В презентации «Троллинг» дается определение понятия «троллинг» и даются рекомендации как с ним бороться.

     

    Используемые ресурсы:

     

    1. Спирина О. Н. Формирование научного мировоззрения. Журнал «Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология Выпуск№ 3 / 2009. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nauchnogo-mirovozzreniya-v-obrazovatelnom-protsesse
    2. http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_-_fitsula_mm/formuvannya_naukovogo_svitoglyadu.html
    3. http://www.social-networking.ru/az/11/
    4. Сергодеев В. А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики. Журнал «Вестник Адыгейского государственного университета.  Выпуск№ 1 (113)/ 2013. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/setevye-internet-soobschestva-suschnost-i-sotsiokulturnye-harakteristiki
    5. http://ebooks.grsu.by/chepikov/11-3-formirovanie-nauchnogo-mirovozzreniya.htm
    Категория: Педагогический опыт | Добавил: SvetanaVV (02.03.2016)
    Просмотров: 868 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Copyright MyCorp © 2024