Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 12:02

МКОУ "Рыбинская СШ" Ольховского муниципального района Волгоградской области

Меню сайта
Категории раздела
Советы психолога [3]
Советы психолога
Методические рекомендации [6]
Методические рекомендации для учителей, экспертов, родителей.
Педагогический опыт [2]
Обобщение опыта работы педагогов школы
Для родителей [3]
Статьи, рекомендации для родителей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вход на сайт
    Вход на сайт
    Поиск
    Поиск
    Телефон доверия

    Официальный сайт

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Педагогический опыт

    Методика использования разноуровневых заданий на уроках информатики
    Муниципальное образовательное учреждение  Рыбинская средняя общеобразовательная школа

    Ольховского района Волгоградской области

     

    Методика использования разноуровневых заданий при изучении темы

    «Технология создания и обработки текстовой информации»,

     как средство формирования умения анализировать у учащихся 8 класса.

     

     

     

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТА

     

    1. Информационно-справочные сведения об опыте
      1. Тема опыта:

    Методика использования разноуровневых заданий при изучении темы «Технология создания и обработки текстовой информации», как средство формирования умения анализировать у учащихся 8 класса.

    1. Автор опыта и занимаемая им должность:

    Кобызева Наталья Брониславовна, учитель информатики и английского языка.

    1.  Место эффективного функционирования опыта:

    Муниципальное образовательное учреждение Рыбинская средняя общеобразовательная школа

    403661 Волгоградская область, Ольховский район,

    с. Рыбинка ул. Центральная,

    Тел/факс 8-(84456) -5-82-81

    E-mail  Rybinka2008@yandex.ru

    адрес школьного сайта http://Rybinka2008@yandex.ru

    1.  Новизна опыта.

    Состоит в том, что:

    • была разработана методика использования разноуровневых заданий на уроках информатики в 8 классе, как средство формирования умения анализировать;
    • были подобраны практические задания разного уровня для развития этого умения.
      1.  Длительность функционирования опыта и его воспроизводимость:

    Опыт функционирует с 2005 и легко воспроизводим.

    1.  Сведения о том, какими материалами представлен опыт:

     

    Приложение № 1. Инструкционные карточки задания к практическим работам.

    Приложение № 2. Разработка урока «Создаём журнал»

    Приложение № 3 . Фрагмент урока «Создание и редактирование документов (вставка, удаление, замена символов)»

    Приложение № 4. Презентация к уроку «Знакомство с текстовым процессором Microsoft Word»

    Приложение № 5. Развивающие карточки задания к практическим работам.

    Приложение № 6 Работы учащихся.

     

    1. Технологические сведения об опыте
      1.  Актуальность опыта.

    Заключается в том, что он может способствовать более успешному овладению учащимися умением работать с текстовой информацией, в том числе при изучении других школьных дисциплин.

    Противоречие состоит в востребованности человека, обладающего умением анализировать и отсутствии специальной методики по формированию этого умения. Разная степень подготовки учащихся.

    1.  Задачи, решаемые в опыте.
    • Разработать систему инструкционных карточек заданий разного уровня.
    • Определить логику развития умения анализировать и подобрать к ним задания.
    • Создать методические рекомендации по выбору вида разноуровневых заданий в зависимости от степени сформированности умения анализировать.

     

    1. Педагогические средства, используемые в опыте.
    • Разноуровневые карточки задания к практическим работам;
    • Тестовые задания.
      1. Технология опыта.

    Педагогическая профессия по природе своей профессия творческая. Современному учителю приходится решать самые разные задачи, и главная из них – предоставить на своих уроках учащимся возможность для самообучения, саморазвития и самосовершенствования.

     В условиях классической парадигмы, ориентированной на усвоение знаний, умений и навыков, трудно выполнить поставленные задачи, учителю постоянно приходится балансировать между фронтальными формами обучения, объяснительно-иллюстративным характером преподавания и стремлением достичь развития учащихся средствами учебного предмета. Изменение идеологии образования в современных условиях выражается в создании личностно-ориентированной школы самоопределения и саморазвития. Эта стратегическая позиция, определенная Концепцией модернизации российского образования, заставляет учителя по-другому определять приоритеты образовательной деятельности, на первое место ставить личностное развитие детей.

    Интенсивное обновление научно-теоретической и практической информации выдвигают перед школой задачу формирования и развития у учащихся навыков самостоятельной познавательной деятельности. Для этого необходимо сформировать у учащихся умение анализировать. Умение анализировать складывается с умения расчленить мысленно или реально объект на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом  - соединением элементов в единое целое.

    Умения анализировать, а так же сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы относятся к достаточно развитым познавательным процессам. Школьникам  доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, учащиеся 8 класса должны не только приобрести навыки создания текстовых документов, но и уметь найти и отобрать нужную информацию, связанную с личными познавательными интересами. То есть использовать свои умения и знания в повседневной жизни. Достаточно высокого уровня познавательной деятельности учащиеся  достигают, только если обучение направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский).

    Для себя я определила логику развития умения анализировать следующим образом:

    • Работая с текстом, учащиеся должны понимать его общий смысл, уметь озаглавить его, выделить главные моменты.

    В данном случае я провожу следующую работу. Спрашиваю у учащихся, о чём был ваш текст, с которым вы сейчас работали. Если у текста нет названия, то ученики должны озаглавить его самостоятельно, для более слабых учеников предлагаю названия, из которых они могут выбрать походящее. Примеры карточек заданий приведены в приложении №1 (задания 1-4).

    • Найти в тексте необходимую информацию, слова, фразы.

    Для отработки умения удаления, вставки и замены предлагаю учащимся задания, которые всегда вызывают у них большой интерес. Они должны образовать новые  слова, заменяя или удаляя буквы,  восстановить оригинальное стихотворение, в котором переставлены слова, или есть лишние. Приложение №  1 (задания 5-8). В приложении № 3 показан фрагмент урока, когда учащиеся выполняют данную работу.

    • Определить тип текста.

    При выполнении практической работы «Установка параметров страниц документа, вставка колонтитулов и номеров страниц, вставка рисунков», я готовлю несколько  текстов на разные темы. Класс делится на 2 группы, одна группа должна подобрать тексты для детского журнала, другая для научного. Разработка урока находится в  Приложении № 2.

    • Умение делить текст на абзацы.

    Задания для развития этого умения приведены в приложении № 1 (задания 9-10).

    • Умение выявить взаимосвязи между частями текста.

    Задание для развития данного умения приведено в приложении № 1 (задание 11).

    По результатам выполнения заданий, я делаю вывод, можно ли давать учащимся более сложные задания по развивающим карточкам, эти задания «обогащают» знания, расширяют кругозор и развивают «жажду» познания, они стимулируют дальнейшее развитие ребенка, способствует росту самопознания, формированию личностной позиции. Примеры таких заданий приведены в приложении № 5.

    Ориентация на личностное развитие ученика вносит изменения и в проектирование форм контроля и оценки знаний.

    После изучения раздела провожу контрольные работы, по результатам которых каждый ученик составляет личную шкалу достижений.

    Для данного вида контроля использую как традиционные, так и нетрадиционные методы, и предпочтение отдаю тестовому контролю знаний. (Приложение № 4). Применение открытых и закрытых тестов позволяет мне более рационально использовать время на уроке, быстро устанавливать обратную связь с учениками, вносить коррективы в знания учащихся, выявить возможности дальнейшего продвижения в учении.

    1. Результативность опыта.

    Применяя данную методику я добилась следующих результатов. Две ученицы 10 класса в 2007-2008 учебном году приняли участие в районной олимпиаде по информатике и заняли I и II места.

     Неуспевающих по предмету нет, процент качества знаний учащихся представлен в таблице.

     

    Год

    8 кл.

    9 кл.

    10 кл.

    11 кл.

    2005-2006

     

     

    75%

    80%

    2006-2007

    73%

    77%

    64%

    83%

    2007-2008

    88%

    75%

    95%

    67%

     

    Так же результатом применения данной методики могут служить проекты-презентации, создаваемые учащимися старших классов. Получив тему проекта, они самостоятельно подбирают информацию, анализируют её, создают работы, которые в дальнейшем могут служить наглядным материалом  при изучении не только информатики, но и других предметов. Примеры таких проектов приведены в Приложении №  6.

    При работе над проектом ученик сам, уточняет содержание, оценивает свою готовность к публичной презентации результатов, то есть он сам принимает решение и несет за него ответственность.

     

    1. Сведения об использовании опыта в массовой практике.
      1. Условия эффективного функционирования опыта.

    Данный опыт функционирует в МОУ Рыбинской сош. Школа учится в одну смену, параллелей нет. Специального отбора в классе не проводится. Кабинет информатики создан в 2001 году.

    В данный момент в школе функционируют два  кабинета информатики: в начальных классах – 2 компьютера, в старшей школе в кабинете имеется 7 компьютеров, один мультимедийный проектор. Компьютеры объединены в локальную сеть.

    У  младших школьников информатику ведут учителя начальных классов. В старших классах я, педагогическая нагрузка 29 часов. Наполняемость классов 6-10 человек. Во время выполнения практических работ некоторые учащиеся работают вдвоём.

    1. Научно-практические основы опыта:
    • концепция личностно-ориентированного обучения (Н. А. Алексеев);
    • концепция развивающего обучения  (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков)
      1. Рекомендации последователям опыта
    • Не бойтесь экспериментировать, придумывать новые задания.
    • Методику использования разноуровневых заданий можно применять при изучении других тем, например «Кодирование и обработка числовой информации», нужно только разработать или подобрать соответствующие дидактические материалы и задания.

    Кобызева Наталья Брониславовна, учитель информатики

    Скачать приложения

    Категория: Педагогический опыт | Добавил: SvetanaVV (17.02.2016)
    Просмотров: 1000 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Copyright MyCorp © 2024